Отличия хризотилцементной трубы от бетонной
Чем различаются трубы из хризотилцемента и бетона
Безнапорные трубы, изготовленные из цемента, намного практичнее металлических аналогов. Они не поддаются коррозии, отличаются длительным эксплуатационным периодом. Для самотечных систем, не испытывающих давления транспортируемой жидкости, это самый бюджетный вариант. В каталоге «НПК «ОборонМетХим» для самотечных инженерных коммуникаций в большом ассортименте представлены бетонные и ХЦ-трубы — можно выбрать профиль для любых целей. Несмотря на внешнюю схожесть, они различаются по целому ряду параметров, начиная от конфигурации и закачивая областью применения.
Стандарты на трубу из хризотилцементного композита и бетонных смесей
Выпускается и маркируется трубный профиль по разным стандартам. К примеру, в обозначении трубы безнапорной БТ 15.10 в соответствии с ГОСТ 22000-2023 и условный диаметр указан в сантиметрах (15), полезная длина (без учета соединительной части) — в дециметрах (10). Также в маркировке обозначается несущая способность трубы и стойкость бетона к воздействию определенной агрессивной среды. Выпускают аналоги пониженной (П) и особо низкой (О) химической стойкости, трубы для транспортировки жидкостей со щелочной (Щ) и кислотной (К) реакцией, насыщенные хлоридами (Х) или сульфатами (С).
Труба хризотилцементная БНТ 100 L = 3950 мм ГОСТ 31416-2009 маркируется более понятно: после аббревиатуры следует числовое обозначение условного прохода, длина. Кстати, профиль из хризотилбетона намного длиннее бетонных аналогов. Если уметь читать маркировку, легко определиться с применением бетонных изделий. Тонкостенные трубы безнапорные БНТТ Ду100 ГОСТ 31416-2009 выбирают для конструкций, не испытывающих серьезных внешних нагрузок. Из них монтируют воздуховоды и дымоходы. Труба безнапорная (БНТ) асбестоцементная 100 мм L = 3950 мм ГОСТ 31416-2009 подойдет для дренажа. Она выдержит давление рыхлого грунта. Как использовать трубы и муфты ГОСТ 31419-2009 для мусоропровода и канализации, читайте на канале «НПК «ОборонМетХим».
Различие эксплуатационных свойств безнапорных хризотилцементных и бетонных труб объясняется разными материалами изготовления. Первые по составу аналогичны другим железобетонным изделиям, усилены армирующим каркасом из стальной проволоки или пластика. Вторые представляют собой прессованную бетонную смесь с волокнами безопасного асбеста хризотила, именно они выполняют армирующую функцию. К бетонам, используемым для производства профиля типа БТ, в стандарте предъявляются требования по плотности и прочности на растяжение. Это связано с тем, что трубы приходится прокладывать во всех типах грунта: от песчаника до каменистой и тяжелой глинистой почвы.
Сравнительные характеристики безнапорных хризотилцементных и бетонных труб
Параметр | Значение для труб | |||
---|---|---|---|---|
ГОСТ 31416-2009 хризотилцементных | ГОСТ 20054-2016 бетонных | |||
Материал изготовления | основа | бетонная смесь | тяжелый и мелкозернистый бетон классов не ниже Bt3,2 и Bt3,6; дополнительно указывается устойчивость к типу агрессивной среды | |
армирование | волокна хризотила (разновидность асбеста) | полимерный/металлический каркас | ||
Виды | БНТ, БНТТ (тонкостенные) | раструбные стыковые — БТ, БТП (с подошвой) | ||
со ступенчатой стыковой поверхностью — БТС, БТСП | ||||
фальцевые — БТФ, БТФП | ||||
Размеры | диаметр наружный | 118–514 мм (БНТ); 116–503 мм (БНТТ) | не нормируется | |
стенка | 9–26 мм/8–24 мм | 25–130 мм (БТ); 55–105 мм (БТС); 45–95 мм (БТФ); 75–130 мм вес виды с подошв. | ||
длина | 2950–5000 мм (типовая 3950 мм) | полезная 1000–2000 мм | ||
Условный проход | 100–500 мм | 150–1200 мм | ||
Область применения | безнапорная канализация, дренаж, прокладка кабеля, мелиорация, орошение, мусоропроводы, воздуховоды | подземные трубопроводы для отведения промышленных сточных вод и поверхностных стоков |
Правила транспортировки труб БТ, БНТ, БНТТ
Условия перевозки профиля, изготовленного на основе цемента, исключают возможное его перемещение и соударение. В упакованном виде трубы из бетона и асбоцемента можно транспортировать любым видом наземного транспорта за исключением самосвалов, разгрузка профиля навалом категорически исключается. При ударной нагрузке прочностные свойства цементных изделий заметно ухудшаются. Чтобы не допустить деформации профиля при укладке в транспортное средство, используют деревянные щиты или другие материалы с амортизирующими свойствами.
Плотным штабелем трубы на основе цемента можно перевозить по воде: на речных и морских судах. Для формирования штабеля применяют брус. Он не дает изделиям раскатываться.
Количество рядов в упаковке бетонных труб по ГОСТ 20054-2016
Dy | Число рядов |
---|---|
150–250 | 7 |
300–400 | 5 |
500–700 | 4 |
800–1200 | 3 |
Габариты штабеля ХЦ-труб в зависимости от их размера
Dy | Высота укладки |
---|---|
≤150 | ≤3 м |
>150 | до 3,5 м |
Риск перемещения труб во время движения исключают специальные крепления. Благодаря им лента плотно прижимает профиль, не повреждая наружной поверхности бетона или асбоцемента. Если кузов автомобиля с дощатым настилом, трубы можно укладывать сразу на увязочные ленты. Они предназначены для стяжки цементных изделий. Подробные правила перемещения асботруб читайте в другом материале.
Где заказать хризотилцементные и бетонные трубы
«НПК «ОборонМетХим» осуществляет прямую труб и муфт согласно ГОСТ 31416-2009 по оптовой цене, установленной производителем. На территории РФ, СНГ предлагаем купить хризотилцементные трубы с доставкой до места назначения; также поставим трубы из бетона (железобетона). Ждем ваших заявок по телефону +7 (343) 302-78-54, почте ekb@oboronmet.ru.